MMORPG девушки

Как бесплатные игры нас обманывают

За 2014-й год не раз звучала фраза «Будущее за free-to-play!» от людей, причастных к разработке таких игр. Они выражают недовольство тем, что в умах геймеров free-to-play – всё ещё зло и призывают аудиторию, наконец, повзрослеть и принять современные реалии, но достаточно ли зрела сама бизнес-модель?

Если охарактеризовать free-to-play одним словом, то вместо ожидаемого «бесплатно» отлично подойдёт «ложь», ведь часто именно она приводит человека во free-to-play-игру, и первичная ложь состоит в том, что игра бесплатна.

Всем известна русская поговорка «бесплатный сыр бывает только в мышеловке» — люди не будут вкладывать огромные суммы денег в рекламу и продвижение своей бесплатной игры только потому, что им приятно, что кто-то в неё поиграет.

Геймплей подавляющего числа проектов, использующих данную бизнес-модель, сделан таким образом, чтобы склонить игрока к покупкам «игровых благ» за реальные деньги, а в противном случае дать ему понять, что таким как он здесь не рады. На лицо лживая натура бизнес-модели: сначала игрока усаживают в удобное кресло, улыбаются, развлекают, льстят, а поняв, что «клиент» не желает платить, просят освободить место.

В «социальных» играх, а также современных бесплатных мобильных, основным игровым полем часто является некая городская инфраструктура. Данная механическая основа позволяет гейм-дизайнерам легко добиваться нужной реакции мозга игрока, эксплуатируя потребности человека в упорядочивании, достижении целей, контроле, удаче и многом другом, .

Повсеместно в бесплатных проектах используется т.н. «обещание секса», когда на промо-странице и скриншотах изображается полуобнажённая девушка, иногда даже не относящаяся к проекту. Это ещё один приём, вызывающий нужную реакцию в мозге мужской части населения.

Free-to-play-проекты – это не чайник или утюг, это не конечный продукт, а сервис, который никогда не будет принадлежать пользователю целиком, и который будет служить ровно до тех пор, пока будет оплачиваться.

Хочется верить, что фразу «Играй бесплатно» мы уже победили, и каждый более или менее зрелый игрок понимает, что под этим подразумевается «Скачай бесплатно, поиграй некоторое время нормально, а если захочешь продолжить, плати», ведь ещё большая ложь кроется по сторонам… Речь идёт о рекламных баннерах, которые, если кратко, нередко содержат заведомо ложную информацию о том, что вообще представляет из себя проект.

Самый невинный способ соврать – это немного дорисовать настоящий скриншот яркими элементами, помогающими понять, какого характера продукт. На деле игрок получит примерно то, что увидел, только всё будет не так красочно, как ожидалось.

Терпимый способ – заказать художнику полотно эпичной баталии в сеттинге игры, которое, конечно же, не будет иметь ничего общего с реальным ситибилдер-геймплеем (как пример), но, допустим, хорошо передаёт атмосферу проекта.

Замыкает список непосредственная ложь и кража интеллектуальной собственности – скриншот из другой или даже не существующей игры, на чём остановимся поподробнее.

В рекламе бесплатных игр (мобильных, браузерных, клиентских) нередко используются скриншоты и арты из совсем других продуктов, коробочных. Более или менее опытный игрок с первого взгляда заметит, что представленный интерфейс или графика не характерны для подразумеваемой платформы: кликаем на 3D-стратегию, а открывается 2D-ситибилдер – очень частое явление на момент написания данной статьи.

Clash of Kings: ожидание реальность

Для баннеров воруют скриншоты, а для трейлеров – геймпленые видео и заставки. Например, в конце 2014-го года в приложении Jelly Splash можно было увидеть эпичный рекламный ролик 2D-«стратегии» Clash of Kings, включающий нарезку заставок из коробочного 3D-экшена Ryse: Son of Rome. Это видео до сих пор доступно на официальном канале игры.

Clash of Kings & Ryse: Son of Rome

Отрывок из трейлера Clash of Kings, взятый из игры Ryse: Son of Rome

Похожая сеттингом и геймплеем Game of War — Fire Age отличилась нарисованными с нуля «скриншотами» несуществующей игры, изображающими тактическую осаду замка, в то время как на деле игрок посылает схематичный отряд во вражеское королевство, видит анимацию борьбы и огня, а потом в текстовом виде получает результат сражения.

Game of War - Fire Age: ожидание реальность

И та же Game of War — Fire Age была замечена в рекламировании как бы себя, но в то же время не себя: на баннере в мобильном приложении был изображён скриншот несуществующей игры «три в ряд», по нажатию на которую человек попадал на проект совсем другого жанра.

Game of War - Fire Age - match 3

Если верить этому баннеру, то Game of War — Fire Age имеет жанр «3 в ряд»

Поскольку на скриншотах несуществующих игр далеко не уедешь, издатель вызвал тяжёлую артиллерию в лице американской модели и актрисы Кейт Аптон.

Kate Upton: Game of War - Fire Age

Кейт Аптон стала официальным лицом Game of War — Fire Age

Все эти ухищрения и откровенный обман обусловлены огромной конкуренцией среди разработчиков/издателей, стремящихся к быстрой наживе. Когда вся целевая аудитория уже поиграла и знает твой продукт, а тратить деньги на новый проект не хочется, на помощь приходят рекламщики, готовые выдать проект за что угодно, на что кликнут, лишь бы привлечь ещё немного людей.

Тут важный момент: заказчик может не знать, что для рекламы его продукта нечестные на руку партнёры откровенно врут потенциальным пользователям, тем самым продавая студии/издателю некачественный трафик. Это ожидаемо — конкуренция на рынке free-to-play привела к задействованию самых гадких способов привлечения внимания к своему сервису.

Реклама приложений во "В контакте"

В данном примере для баннера во «В контакте» был использован скриншот из игры The Elder Scrolls IV: Oblivion и кадр из фильма «Операция «Мёртвый снег»»

В случае с мобильными приложениями конкуренция побуждает издателей/разработчиков создавать клоны успешных проектов: делать похожим название, иконку, геймплей и дизайн, рассчитывая на то, что неопытный игрок даже не заметит подмены. «Успешной стала игра Clash of Clans? – используем в названии слово «Clash», «Статистика показывает, что лучше кликают на иконки игр, где изображён человек – красивая женщина или кричащий мужчина – используем это».

Mobile apps: mouth wide open

Мобильный тренд 2014-го года

В результате мы имеем тысячи неоригинальных мобильных приложений, теряющихся на фоне друг друга, и каждое имеет шанс окупиться, если попадёт в топ, для чего потребуется потратиться на рекламную кампанию. В сложившейся ситуации разработчик/издатель очень рассчитывает на то, что клики на баннер со словом «бесплатно» окупят затраты на разработку и продвижение путём микротранзакций.

Ложь в рекламе, манипулирование в геймплее. Бизнес-модель free-to-play в сегодняшнем её виде подобна китайской игрушке, отличающейся по виду и качеству от того, что изображено на обложке; подобна подростку, скрывающему от родителей, что начал курить. Надо просто принять это и не расстраиваться из-за обманутых ожиданий? Такое игровое будущее нас ждёт?

Conquest & Glory & Spartacus

Промо-скриншот к игре Glory в Google Play: лицо персонажа принадлежит актёру сериала «Спартак»

Читайте также:

Об авторе

cake

Люблю: видеоигры, рисование, прогрессивный транс, танцы, sci-fi, астрономию, Mass Effect, закаты, Hoegaarden, чай с мятой.

Остальные посты автора